Яков Афанасьевич Шашлов (13 июня 1915, дер. Дмитриевка Оренбургская губ. - 23 декабря 1956, гор. Воронеж) - заместитель командира 18-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 2-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, гвардии полковник.
Родился 13 июня 1915 года в селе Дмитриевка, ныне Саракташского района Оренбургской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил семь классов неполной средней школы и школу фабрично-заводского ученичества. В 1937 году окончил Балашовскую авиационную школу лётчиков гражданского воздушного флота и был оставлен в ней лётчиком-инструктором.
В 1939 году призван в ряды Красной Армии. Служил в Борисоглебской, Балашовской, Кировобадской военных авиационных школах лётчиком-инструктором, командиром звена. С сентября 1942 года участвовал в боях Великой Отечественной войны.
Воевал в составе авиации дальнего действия, выполняя боевые задания на всех фронтах и в глубоком тылу противника. Считался одним из лучших лётчиков в полку, выполнял ответственные боевые задания ночью в сложных метеорологических условиях.
Много раз Я.А. Шашлов водил свой двухмоторный бомбардировщик Ил-4 на различные задания. Он участвовал в массированных налётах нашей авиации на военно-промышленные объекты врага в глубоком тылу, в том числе в городах Хельсинки, Тильзит, Будапешт, Дебрецен, Лодзь, Бреслау, Кенигсберг.
С августа 1943 года Я.А. Шашлов – командир эскадрильи. Ночью 8 июля 1943 года при выполнении ответственного задания штаба фронта пилотируемый им самолёт был сильно поврежден зенитным огнём и истребителями противника. Машина сделалась трудноуправляемой, шасси не выпускались.
Казалось, единственным выходом было посадить самолет с убранным шасси. Но Я.А. Шашлов, чтобы спасти машину, принял другое решение. Он выработал горючее из правой плоскости и, переместив тем самым точку равновесия, мастерски посадил самолёт на одну ногу, сохранив машину и экипаж.
Бережное отношение к боевой технике, умение найти правильное решение в самых трудных условиях боя и мастерство – все это он прививал лётчикам своей эскадрильи.
С марта 1945 года гвардии майор Я.А. Шашлов – заместитель командира 18-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. К концу войны он совершил 200 боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4, из них 199 ночью, с налётом 857 часов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Шашлову Якову Афанасьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8250).
Совершенствовались самолёты, это требовало новых знаний. В 1947 году он окончил Высшую авиационную школу. Продолжал служить в Военно-воздушных силах СССР. В апреле 1956 года был назначен заместителем командира авиационного соединения, передавал боевой опыт лётному составу.
23 декабря 1956 года полковник Я.А. Шашлов погиб в авиационной катастрофе на Ту-16.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=20219
Награжден:
- орден Красной Звезды
- орден Красного Знамени
- орден Ленина
- Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)
- медаль «За оборону Ленинграда»
- медаль «За оборону Сталинграда»
- медаль «За боевые заслуги»
- медаль «За взятие Берлина»
- медаль «За взятие Кенигсберга»
- медаль «За взятие Будапешта»
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»