Обитель эта, одна из старейших в Воронежской епархии, основана в 1620 году. Воронеж в то время был небольшим городом-крепостью, имевшим исключительно военное значение: находившийся на южной окраине Русского государства, он защищал наши земли от набегов крымских и ногайских татар и «всяких неприятельских воинских людей». В 1620 году к городу подошло многочисленное войско литовцев и черкасов (так называли в ту пору казачьи отряды, состоявшие на службе у Польско-Литовского государства). Воронежцам предстоял неравный бой: военное население города в то время едва превышало тысячу человек. Люди еще помнили пережитое тридцать лет назад, в 1590 году, опустошительное нашествие, когда город был разрушен, а жители вместе с воеводой перебиты. Предвидя и теперь такую же беду и возложив все упование на помощь Божию (своих сил было явно недостаточно, а помощь из других городов подойти не успела бы), воронежцы предприняли вылазку, имевшую необычайный успех: неприятель бежал — и с тех пор набеги на город прекратились.
Старинные документы сохранили для нашего благодарного поминовения имена первых насельников «новой пустыни Алексия, митрополита Московского» (так первоначально называлась новообразованная обитель): игумен Кирилл, «черный поп» (иеромонах) Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосии, Авраамий, Никон и Лаврентий — всего семь человек.
На Акатовой поляне вскоре построили деревянную церковь, освященную во имя святителя Алексия, келлию для игумена и несколько келлий для старцев. Устроителем и главным благотворителем обители стал игумен Кирилл, «в церкви образа, и книги, и ризы, у церкви колокола и всякое монастырское строение были его, игумена Кирилла». Жизнь в обители строилась на началах пустынножительства, общежитие было введено позднее.
Преемником приснопоминаемого игумена Кирилла стал уже упомянутый выше его племянник игумен Феодосии, соединивший таким образом управление двумя монастырями (Успенским и Акатовым). Впоследствии Алексиево-Акатова пустынь имела своих настоятелей.
Со временем безлюдная Акатова поляна стала заселяться. Из «Писцовой книги» Воронежского уезда известно, что в 1646 году «под монастырем» уже была слободка из четырех дворов, впоследствии их число увеличилось и к 1676 году достигло сорока пяти. Обитель жила и строилась за счет доходов, получаемых от вотчин. К середине XVII века ей принадлежали Белозатонский юрт (ныне села Верхний и Нижний Мамон), деревня Рожка (ныне Отрожка), где были рыбные ловли, сенные покосы и леса, в которых водились лоси, бобры и куницы.
В 1674 году, когда монастырь вышел из состояния первоначальной бедности, в нем усердием игумена Иосифа была построена вместо обветшавшей деревянной каменная церковь — первое каменное здание в городе, с отдельно стоявшей шатровой колокольней. Колокольня эта сохранилась до наших дней; храм же, за свою историю не раз перестраивавшийся, был разобран в конце XIX века.
Фото 1946 год
В 1700 году в связи с начавшимся на реке Воронеж строительством кораблей был упразднен Успенский монастырь, а Успенская церковь стала приходской при адмиралтействе https://necropol-vrn.ru/kladbishcha-voronezha/monastyrskie-i-tserkovnye-zakhoroneniya/197-uspenskij-admiraltejskij-khram.htmlТогда вся братия упраздненной обители по указу царя Петра I была переведена в Акатов монастырь, к которому отошли и все ее земельные угодья. При этом настоятелю теперь единственного в городе мужского монастыря был пожалован сан архимандрита, что повысило статус обители.
О состоянии монастыря в XVIII веке некоторое представление дают архивные документы того времени. К 1766 году обитель имела каменный храм с колокольней, в ее ограде находились деревянные келлии настоятеля и братии, трапезная, ледник, конюшня и колесный сарай, крытые соломой. Таким мог видеть Алексиевский монастырь святитель Тихон во время своего недолгого служения на Воронежской кафедре. Братии в монастыре, по ведомости на 1764 год, насчитывалось 11 человек. О ветхости же построек, нуждавшихся в поновлении, писал в 1780 году архимандрит Сампсон в «Донесении к Государыне Императрице Екатерине Алексеевне», испрашивая средств на строительство каменной ограды.
XIX век представляется во внешнем отношении временем благоприятным для монастыря. Обитель строилась и благоукрашалась. В 1804 году началось строительство нового двухэтажного храма вместо обветшавшего к тому времени старого. Строительство велось по проекту губернского архитектора И.И. Волкова и продолжалось восемь лет, Главной благотворительницей стала купеческая вдова Евдокия Васильевна Аникеева, пожертвовавшая на богоугодное дело 20 000 рублей ассигнациями. В 1812 году был освящен нижний храм во имя святителя Алексия, через семь лет — верхний, в честь Воскресения Христова.
Фото начало 20 века
К Акатову монастырю была приписана часовня в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на Староконной площади, где находился тогда толкучий рынок (на том месте теперь — театр оперы и балета). Построена часовня была в 1893 году на средства горожан, преимущественно бедных торговцев, в память избавления города от холеры. Главными святынями этого маленького храма были иконы Божией Матери «Троеручица» (точная копия чудотворного образа Алексиевского монастыря) и Смоленской «Одигитрии» — обе в серебряных ризах, украшенных драгоценными камнями. Множество икон разного размера — пожертвования прихожан — размещались на стенах и аналоях часовни.
В 1920-е годы Алексиево-Акатов монастырь, ранее тихий и малоизвестный, становится центром духовной жизни Воронежа и местом пребывания Правящего Архиерея, когда после мученической кончины архиепископа Тихона (Никанорова) и уклонения в обновленчество его преемника архиепископа Тихона (Василевского) Воронежскую епархию в 1923 году возглавил Преосвященный Владимир (Шимкович), который с 1900 года в сане викарного епископа Острогожского управлял Алексиевским монастырем. В те годы он много потрудился для благоустройства обители и духовного просвещения в епархии, теперь же Владыке предстоял подвиг исповедничества, стояния за чистоту Православия, перенесения притеснений от богоборческой власти и скорбей от нестроений внутрицерковных. Воспоминания современников раскрывают перед нами духовный облик этого достойнейшего служителя Божия: «Своим тихим, ласковым светом, своей необыкновенной, проникновенной теплотой он согревал всех приходящих к нему». В 1923 году Преосвященный Владимир по просьбе духовенства и народа Святейшим Патриархом Тихоном был назначен на Воронежскую кафедру. То, насколько важно было это назначение для епархии, дает почувствовать обращенное к Владыке письмо отца Митрофана (Поликарпова) (впоследствии епископа Бутурлиновского): «Ваше дорогое для меня имя золотыми буквами будет записано на скрижалях Воронежской епархии и всей Русской Церкви как имя восстановителя Православной Церкви и православной иерархии вэтой епархии».
В 1925 году архиепископ Воронежский и Задонский Владимир был возведен в сан митрополита Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром (Полянским). А через год, в канун Рождества, смиренный старец-архипастырь отошел ко Господу и был похоронен в крипте монастырского храма. Похороны Владыки, собравшие множество народа, стали ярким свидетельством той любви и почтения, которые питали воронежцы к своему духовному отцу, а тарелочный сбор на погребение по причине бедности почившего сделал явной его монашескую нестяжательность. Впоследствии в те недолгие годы, которые оставались до закрытия монастыря, все панихиды служились над могилой Владыки. Зарубежной Церковью митрополит Владимир (Шимкович) канонизирован как исповедник.
Преемником его на Воронежской кафедре стал архиепископ Петр (Зверев). Время служения архипастыря стало яркой страницей в истории города и монастыря, в котором Владыка часто служил и проповедовал и вблизи которого жил. Архиерейские службы, совершаемые по афонскому чину, были продолжительными, но народ этим не тяготился. Архиепископ Петр любил безыскусное народное пение, считая, что петь должны все молящиеся. Управлял народным хором («капеллой», как в шутку его называли) талантливый и неутомимый регент архимандрит Игнатий (Бирюков), в прошлом — настоятель Валуйского монастыря, закрытого в 1924 году.
Настоятелем Алексиево-Акатова монастыря владыкой Петром был поставлен с возведением в сан архимандрита отец Иннокентий (Беда), его келейник и сотаинник.
Духовное влияние владыки Петра проявилось особенно в том, что при нем многие священнослужители, перешедшие в обновленчество по малодушию или недостаточной осведомленности в церковной жизни, возвращались в лоно Православия. Известно, что наиболее ревностными в стоянии за веру были прихожане церкви в честь Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, преимущественно рабочие (в этой церкви, закрытой в 1932 году и снесенной в послевоенные годы, часто служил Владыка). Можно предположить, что не менее активны в противостоянии богоборцам и раскольникам-обновленцам были братии и прихожане Алексиево-Акатова монастыря.
В самом начале Рождественского поста 1926 года архиепископа Петра арестовали, вскоре та же участь постигла и отца Иннокентия. Арест и ссылку им обоим предсказала блаженная старица Феоктиста. Священномученик Петр и преподобномученик Иннокентий были сосланы в Соловецкий лагерь, где вскоре, представ пред Господом, сопричислились сонму новомучеников Церкви Русской.
В 1930 году было открыто следственное дело против воронежского духовенства, сохранившего верность Православию, не склонившегося на компромиссы с безбожной властью. Центром противостояния богоборцам был Алексиево-Акатов монастырь (Митрофановский монастырь фактически перестал действовать в начале 1920-х годов, в Благовещенском соборе служили обновленческие «иерархи»).
Закрытие обители приближалось. Еще в начале 1930 года городские власти запретили колокольный звон, будто бы беспокоивший окрестных жителей. Часть зданий, принадлежавших монастырю, еще ранее была отобрана, например, настоятельский корпус, соединявшийся коротким переходом с двухэтажным храмом (вероятно, этим объясняется то обстоятельство, что владыка Петр и архимандрит Иннокентий снимали жилье за оградой монастыря).
Приписанная к монастырю Одигитриевская часовня, якобы затруднявшая движение на торговой площади, была снесена в 1925 году. Зная о любви к ней прихожан (снаружи часовни были даже повешены колокола) и о том, что в 1923 году здесь служил епископ Бутурлиновский Митрофан (Поликарпов), противник обновленцев, видно, что истинная причина разрушения часовни была иной.
Об участи, постигшей последних насельников монастыря, сведений нет. Уводили их преимущественно ночью. Рассказывали, что и блаженная Феоктиста, вероятно, предвидя предстоящие им страдания, приходила тогда в монастырь проводить их. К лету 1931 года монахов на Акатовой поляне уже не осталось.
Церковь была отдана под жилье рабочим паровозно-ремонтного завода имени Дзержинского. Старинную шатровую колокольню приспособили под сарай, пристроив к ней деревянный навес. В 1930-е годы пытались взорвать надвратную колокольню. При этом были разрушены верхние ярусы и повреждены близстоящие дома, что удержало богоборцев от повторения взрыва.
Имущество монастыря, не изъятое ранее, было расхищено. После закрытия большая часть икон оказалась в запасниках Воронежского музея изобразительных искусств, и, не вывезенные во время войны, они были сожжены во дворе музея в период немецкой оккупации города. Судьба чудотворных икон «Троеручица» и «Живоносный Источник» остается неизвестной.
Осквернено и сровнено с землей кладбище, на котором были похоронены многие настоятели монастыря и братия, а также благотворители обители, представители некогда известных в городе дворянских и купеческих фамилий.
Возвращаясь после освобождения Воронежа в 1943 году в разрушенный город, люди селились в уцелевших зданиях обители. В последующие годы по мере восстановления города и строительства нового жилья монастырская территория снова опустела. Только в бывшем настоятельском корпусе, соединявшемся с полуразрушенной надвратной колокольней, в 1960-е годы размещались художественные мастерские. На стенах давно опустевшего храма упражнялись скалолазы. Святое место, где стояла некогда обитель святителя Алексия, за несколько десятилетий богоотступничества превратилась в заросший бурьяном и заваленный строительным мусором пустырь, над которым возвышалась шатровая колокольня, взятая под охрану, как памятник старины.
С 1970-х годов комплекс зданий Алексиево-Акатова монастыря находился в ведении краеведческого музея. Только здания — сам же монастырь в его сокровенной сущности, как сообщество людей, соединенных духовными узами, с его трехвековой историей всегда оставался в руках Божиих.
В 1989 году святое место с полуразрушенным храмом и остатками немногих сохранившихся монастырских строений было передано Воронежской епархии, и в марте того же года начались восстановительные работы.
В июле 1990 года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря, которому были отданы немногие уцелевшие здания старинной обители на Акатовой поляне. И как четыреста лет назад пришли на это безлюдное место семь иноков и положили здесь начало монашеской жизни, так и три десятилетия назад пришли на это место слабые женщины: шесть монахинь, три инокини, шесть послушниц — и восстановилась прерванная связь земли и Неба.
В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября 1990 года, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий освятил верхний храм во имя святителя Алексия (прежде до закрытия монастыря, посвященный Воскресению Христову) и совершил в нем первую Божественную Литургию. Этот стал днем возрождения обители. Через год начались службы в нижнем храме, освященном в честь Владимирской иконы Божией Матери.
По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в последние годы были восстановлены все принадлежавшие монастырю храмы и здания, уцелевшие в годы богоборчества. На старинную шатровую колокольню, безмолвствовавшую целое столетие, вновь подняли колокола. Заново построены келлии на месте снесенных казначейского, братского и настоятельского корпусов. Построены часовни: водосвятная (в 1992 году), во имя новомучеников Алексиево-Акатова монастыря (в 2007 году) и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» (в 2010 году), как известно, особенно почитавшаяся священномучеником Петром (в день Ее празднования он и преставился в 1929 году).
В 2015 году восстановлена церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в здании бывшей надвратной колокольни. Так как восстановить разрушенные в 1930-е годы верхние ярусы не представляется возможным, здание завершено пятью главками с крестами — такой вид имело оно еще до возобновления храма, когда служило гостиницей для духовенства монастыря и паломников, издали привлекая внимание всех приближающихся к святой обители
.
В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь, одна из красивейших в городе (до закрытия — приходская), в которой священнослужители монастыря совершают для мирян Таинства Крещения и Венчания и отпевают усопших.
http://akatov.pravorg.ru/istoriya/ (полная статья)