Обитель эта, одна из старейших в Воронежской епархии, основана в 1620 году. Воронеж в то время был небольшим городом-крепостью, имевшим ­исключительно военное значение: находившийся на южной окраине Русского государства, он защищал наши земли от набегов крымских и ногайских татар и «всяких неприятельских воинских людей». В 1620 году к городу подошло многочисленное войско литовцев и черкасов (так называли в ту пору казачьи отряды, со­стоявшие на службе у Польско-Литовского государ­ства). Воронежцам предстоял неравный бой: военное население города в то время едва превышало тысячу человек. Люди еще помнили пережитое тридцать лет назад, в 1590 году, опустошительное нашествие, ког­да город был разрушен, а жители вместе с воеводой перебиты. Предвидя и теперь такую же беду и возложив все упование на помощь Божию (своих сил было явно недостаточно, а помощь из других городов по­дойти не успела бы), воронежцы предприняли вылаз­ку, имевшую необычайный успех: неприятель бежал — и с тех пор набеги на город прекратились.

Старинные документы сохранили для нашего благодарного поминовения имена первых насельников «новой пустыни Алексия, митрополита Московского» (так первоначально называлась новообразованная обитель): игумен Кирилл, «черный поп» (иеромонах) Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосии, Авраамий, Никон и Лаврентий — всего семь человек.

На Акатовой поляне вскоре построили деревян­ную церковь, освященную во имя святителя Алексия, келлию для игумена и несколько келлий для старцев. Устроителем и главным благотворителем обите­ли стал игумен Кирилл, «в церкви образа, и книги, и ризы, у церкви колокола и всякое монастырское стро­ение были его, игумена Кирилла». Жизнь в обители строилась на началах пустынно­жительства, общежитие было введено позднее.

Преемником приснопоминаемого игумена Ки­рилла стал уже упомянутый выше его племянник игу­мен Феодосии, соединивший таким образом управ­ление двумя монастырями (Успенским и Акатовым). Впоследствии Алексиево-Акатова пустынь имела своих настоятелей.

Со временем безлюдная Акатова поляна стала заселяться. Из «Писцовой книги» Воронежского уезда известно, что в 1646 году «под монастырем» уже была слободка из четырех дворов, впоследствии их число увеличилось и к 1676 году достигло сорока пяти. Обитель жила и строилась за счет доходов, по­лучаемых от вотчин. К середине XVII века ей принад­лежали Белозатонский юрт (ныне села Верхний и Нижний Мамон), деревня Рожка (ныне Отрожка), где были рыбные ловли, сенные покосы и леса, в которых водились лоси, бобры и куницы.

В 1674 году, когда монастырь вышел из состоя­ния первоначальной бедности, в нем усердием игу­мена Иосифа была построена вместо обветшавшей деревянной каменная церковь — первое каменное здание в городе, с отдельно стоявшей шатровой ко­локольней. Колокольня эта сохранилась до наших дней; храм же, за свою историю не раз перестраивав­шийся, был разобран в конце XIX века.

Фото 1946 год

kolorok

akatov5

akatov13

akatov6

 

 

В 1700 году в связи с начавшимся на реке Во­ронеж строительством кораблей был упразднен Успенский монастырь, а Успенская церковь стала приходской при адмиралтействе https://necropol-vrn.ru/kladbishcha-voronezha/monastyrskie-i-tserkovnye-zakhoroneniya/197-uspenskij-admiraltejskij-khram.htmlТогда вся братия упраздненной обители по указу царя Петра I была переведена в Акатов монастырь, к которому отош­ли и все ее земельные угодья. При этом настоятелю теперь единственного в городе мужского монасты­ря был пожалован сан архимандрита, что повысило статус обители.

О состоянии монастыря в XVIII веке некоторое представление дают архивные документы того вре­мени. К 1766 году обитель имела каменный храм с ко­локольней, в ее ограде находились деревянные келлии настоятеля и братии, трапезная, ледник, конюшня и колесный сарай, крытые соломой. Таким мог видеть Алексиевский монастырь святитель Тихон во время своего недолгого служения на Воронежской кафе­дре. Братии в монастыре, по ведомости на 1764 год, насчитывалось 11 человек. О ветхости же построек, нуждавшихся в поновлении, писал в 1780 году архи­мандрит Сампсон в «Донесении к Государыне Импе­ратрице Екатерине Алексеевне», испрашивая средств на строительство каменной ограды.

XIX век представляется во внешнем отношении временем благоприятным для монастыря. Обитель строилась и благоукрашалась. В 1804 году началось строительство нового двухэтажного храма вместо об­ветшавшего к тому времени старого. Строительство велось по проекту губернского архитектора И.И. Вол­кова и продолжалось восемь лет, Главной благотвори­тельницей стала купеческая вдова Евдокия Васильев­на Аникеева, пожертвовавшая на богоугодное дело 20 000 рублей ассигнациями. В 1812 году был освя­щен нижний храм во имя святителя Алексия, через семь лет — верхний, в честь Воскресения Христова.

Фото начало 20 века

nahalo 20 v

akatov7

akatov14

akatov9

akatov12

 

 

 

К Акатову монастырю была приписана часовня в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» на Старо­конной площади, где находился тогда толкучий рынок (на том месте теперь — театр оперы и балета). По­строена часовня была в 1893 году на средства горо­жан, преимущественно бедных торговцев, в память избавления города от холеры. Главными святынями этого маленького храма были иконы Божией Матери «Троеручица» (точная копия чудотворного образа Алексиевского монастыря) и Смоленской «Одигитрии» — обе в серебряных ризах, украшенных драго­ценными камнями. Множество икон разного раз­мера — пожертвования прихожан — размещались на стенах и аналоях часовни.

hasovnj

В 1920-е годы Алексиево-Акатов монастырь, ранее тихий и малоизвестный, становится центром духовной жизни Воронежа и местом пребывания Правящего Архиерея, когда после мученической кон­чины архиепископа Тихона (Никанорова) и уклонения в обновленчество его преемника архиепископа Ти­хона (Василевского) Воронежскую епархию в 1923 году возглавил Преосвященный Владимир (Шимкович), который с 1900 года в сане викарного епископа Острогожского управлял Алексиевским монастырем. В те годы он много потрудился для благоустройства обители и духовного просвещения в епархии, теперь же Владыке предстоял подвиг исповедничества, сто­яния за чистоту Православия, перенесения притесне­ний от богоборческой власти и скорбей от нестрое­ний внутрицерковных. Воспоминания современников раскрывают перед нами духовный облик этого до­стойнейшего служителя Божия: «Своим тихим, ласко­вым светом, своей необыкновенной, проникновенной теплотой он согревал всех приходящих к нему». В 1923 году Преосвященный Владимир по просьбе ду­ховенства и народа Святейшим Патриархом Тихоном был назначен на Воронежскую кафедру. То, насколько важно было это назначение для епархии, дает почув­ствовать обращенное к Владыке письмо отца Митрофана (Поликарпова) (впоследствии епископа Бутурлиновского): «Ваше дорогое для меня имя золотыми буквами будет записано на скрижалях Воронежской епархии и всей Русской Церкви как имя восстанови­теля Православной Церкви и православной иерархии вэтой епархии».

В 1925 году архиепископ Воронежский и За­донский Владимир был возведен в сан митрополи­та Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром (Полянским). А через год, в канун Рождества, смиренный старец-архипастырь отошел ко Господу и был похоронен в крипте монастырского храма. Похороны Владыки, собравшие множество на­рода, стали ярким свидетельством той любви и почте­ния, которые питали воронежцы к своему духовному отцу, а тарелочный сбор на погребение по причине бедности почившего сделал явной его монашескую нестяжательность. Впоследствии в те недолгие годы, которые оставались до закрытия монастыря, все па­нихиды служились над могилой Владыки. Зарубеж­ной Церковью митрополит Владимир (Шимкович) канонизирован как исповедник.

Преемником его на Воронежской кафедре стал архиепископ Петр (Зверев). Время служения архипа­стыря стало яркой страницей в истории города и мо­настыря, в котором Владыка часто служил и пропове­довал и вблизи которого жил. Архиерейские службы, совершаемые по афонскому чину, были продолжи­тельными, но народ этим не тяготился. Архиепископ Петр любил безыскусное народное пение, считая, что петь должны все молящиеся. Управлял народным хором («капеллой», как в шутку его называли) талант­ливый и неутомимый регент архимандрит Игнатий (Бирюков), в прошлом — настоятель Валуйского мона­стыря, закрытого в 1924 году.

Настоятелем Алексиево-Акатова монастыря вла­дыкой Петром был поставлен с возведением в сан ар­химандрита отец Иннокентий (Беда), его келейник и сотаинник.

Духовное влияние владыки Петра проявилось особенно в том, что при нем многие священнослужи­тели, перешедшие в обновленчество по малодушию или недостаточной осведомленности в церковной жизни, возвращались в лоно Православия. Известно, что наиболее ревностными в стоянии за веру были прихожане церкви в честь Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, преимущественно рабочие (в этой церкви, закрытой в 1932 году и снесенной в послево­енные годы, часто служил Владыка). Можно предпо­ложить, что не менее активны в противостоянии бого­борцам и раскольникам-обновленцам были братии и прихожане Алексиево-Акатова монастыря.

В самом начале Рождественского поста 1926 года архиепископа Петра арестовали, вскоре та же участь постигла и отца Иннокентия. Арест и ссылку им обоим предсказала блаженная старица Феоктиста. Священномученик Петр и преподобномученик Инно­кентий были сосланы в Соловецкий лагерь, где вско­ре, представ пред Господом, сопричислились сонму новомучеников Церкви Русской.

В 1930 году было открыто следственное дело против воронежского духовенства, сохранившего верность Православию, не склонившегося на компро­миссы с безбожной властью. Центром противостоя­ния богоборцам был Алексиево-Акатов монастырь (Митрофановский монастырь фактически перестал действовать в начале 1920-х годов, в Благовещен­ском соборе служили обновленческие «иерархи»).

Закрытие обители приближалось. Еще в нача­ле 1930 года городские власти запретили колоколь­ный звон, будто бы беспокоивший окрестных жи­телей. Часть зданий, принадлежавших монастырю, еще ранее была отобрана, например, настоятель­ский корпус, соединявшийся коротким переходом с двухэтажным храмом (вероятно, этим объясняется то обстоятельство, что владыка Петр и архимандрит Иннокентий снимали жилье за оградой монастыря).

Приписанная к монастырю Одигитриевская ча­совня, якобы затруднявшая движение на торговой площади, была снесена в 1925 году. Зная о любви к ней прихожан (снаружи часовни были даже повеше­ны колокола) и о том, что в 1923 году здесь служил епископ Бутурлиновский Митрофан (Поликарпов), противник обновленцев, видно, что истинная причина разрушения часовни была иной.

Об участи, постигшей последних насельников мо­настыря, сведений нет. Уводили их преимущественно ночью. Рассказывали, что и блаженная Феоктиста, вероятно, предвидя предстоящие им страдания, при­ходила тогда в монастырь проводить их. К лету 1931 года монахов на Акатовой поляне уже не осталось.

Церковь была отдана под жилье рабочим паровозно-ремонтного завода имени Дзержинского. Старинную шатровую колокольню приспособили под сарай, пристроив к ней деревянный навес. В 1930-е годы пытались взорвать надвратную колокольню. При этом были разрушены верхние ярусы и повреждены близстоящие дома, что удержало богоборцев от по­вторения взрыва.

Имущество монастыря, не изъятое ранее, было расхищено. После закрытия большая часть икон оказа­лась в запасниках Воронежского музея изобразитель­ных искусств, и, не вывезенные во время войны, они были сожжены во дворе музея в период немецкой ок­купации города. Судьба чудотворных икон «Троеручица» и «Живоносный Источник» остается неизвестной.

Осквернено и сровнено с землей кладбище, на котором были похоронены многие настоятели мо­настыря и братия, а также благотворители обители, представители некогда известных в городе дворян­ских и купеческих фамилий.

Возвращаясь после освобождения Воронежа в 1943 году в разрушенный город, люди селились в уцелевших зданиях обители. В последующие годы по мере восстановления города и строительства ново­го жилья монастырская территория снова опустела. Только в бывшем настоятельском корпусе, соединяв­шемся с полуразрушенной надвратной колокольней, в 1960-е годы размещались художественные мастер­ские. На стенах давно опустевшего храма упражня­лись скалолазы. Святое место, где стояла некогда обитель святителя Алексия, за несколько десятилетий богоотступничества превратилась в заросший бурья­ном и заваленный строительным мусором пустырь, над которым возвышалась шатровая колокольня, взятая под охрану, как памятник старины.

С 1970-х годов комплекс зданий Алексиево-Акатова монастыря находился в ведении краеведче­ского музея. Только здания — сам же монастырь в его сокровенной сущности, как сообщество людей, сое­диненных духовными узами, с его трехвековой исто­рией всегда оставался в руках Божиих.

В 1989 году святое место с полуразрушенным храмом и остатками немногих сохранившихся мо­настырских строений было передано Воронежской епархии, и в марте того же года начались восстанови­тельные работы.

В июле 1990 года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воро­неже женского монастыря, которому были отданы не­многие уцелевшие здания старинной обители на Ака­товой поляне. И как четыреста лет назад пришли на это безлюдное место семь иноков и положили здесь начало монашеской жизни, так и три десятилетия на­зад пришли на это место слабые женщины: шесть мо­нахинь, три инокини, шесть послушниц — и восстано­вилась прерванная связь земли и Неба.

В день празднования Казан­ской иконы Божией Матери, 4 ноября 1990 года, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий освятил верхний храм во имя свя­тителя Алексия (прежде до закрытия монастыря, посвященный Воскресению Христову) и совершил в нем первую Божественную Литургию. Этот стал днем возрождения обители. Через год начались службы в нижнем храме, освященном в честь Владимирской иконы Божией Матери.

По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в последние годы были вос­становлены все принадлежавшие монастырю храмы и здания, уцелевшие в годы богоборчества. На ста­ринную шатровую колокольню, безмолвствовавшую целое столетие, вновь подняли колокола. Заново по­строены келлии на месте снесенных казначейского, братского и настоятельского корпусов. Построены часовни: водосвятная (в 1992 году), во имя новомучеников Алексиево-Акатова монастыря (в 2007 году) и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печа­ли» (в 2010 году), как известно, особенно почитавшая­ся священномучеником Петром (в день Ее празднова­ния он и преставился в 1929 году).

akatov8

akatov11

akatov10

В 2015 году восстановлена церковь во имя пре­подобного Сергия Радонежского в здании бывшей надвратной колокольни. Так как восстановить разру­шенные в 1930-е годы верхние ярусы не представля­ется возможным, здание завершено пятью главками с крестами — такой вид имело оно еще до возобнов­ления храма, когда служило гостиницей для духовен­ства монастыря и паломников, издали привлекая вни­мание всех приближающихся к святой обители

radonej2.

radoneh 1

 

В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь, одна из красивейших в городе (до закрытия — приходская), в которой свя­щеннослужители монастыря совершают для мирян Таинства Крещения и Венчания и отпевают усопших.

vedensk 1

vedenskaj2

http://akatov.pravorg.ru/istoriya/   (полная статья) 

Купить СНПЧ
Joomla

limontour.com Turne Tranzito.com