Иван Кузьмич Чернов (1900, ст. Лиски Воронежская губ. - 8 августа 1938, гор. Москва ) -  данное захороение расположенное на Юго Заподном кладбище являктся кенотафом,  захороненим, которое не содержит останков покойного,  то есть символическая могила.  в данном случае Чернов был расстрелян 8  августа 1938 года, и захоронен на кладбище "Комунарка" 

«Родился в 1901 году на станции Лиски в семье железнодорожника. Окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал на станции Миллерово, начальником Лиховского отдела движения. В октябре 1937 года назначен начальником ЮВЖД. Жил в Воронеже: ул. Комиссаржевской, 10а, кв. 37. Арестован в марте 1938 года по обвинению в контрреволюционной террористической деятельности. Включён в сталинский список «Москва-центр» с пометкой ВМН (высшая мера наказания). Расстрелян в день вынесения приговора 8 августа 1938 года в Москве. Погребён на кладбище «Коммунарка».
И всё. Будто за этими сухими строчками и не было пульсирующей жизни человека, которому в 36 лет доверили возглавить Юго-Восточную магистраль. Реабилитировать теперь уже почти умерщвлённую память о земляке помогла нам заведующая технической библиотекой на станции Лиски Елена Рязанцева. Елена Ивановна вспомнила, что в 1938-40 годах библиотеку возглавляла Варвара Шедогубова, в девичестве Чернова…  И почти замурованная пластами времени и грифами секретности история приоткрыла тайну короткой, но яркой жизни Ивана Чернова.
 Созвучие фамилий оказалось не случайным. Варвара Антоновна Шедогубова (Чернова) была, как выяснилось, двоюродной сестрой Ивана Кузьмича. Через её здравствующих родственников удалось отыскать в Лисках и его племянника – Юрия Николаевича Чернова.  Воспоминаниями потомственного железнодорожника и дополнился живой образ неординарного человека, руководителя, патриота.
– О моём дяде Иване Кузьмиче я знаю, в основном, из бесед с его женою Матрёной Варфоломеевной, у которой я жил во время учёбы в Воронежском пединституте, и из воспоминаний отца моего, Николая Кузьмича… Если начинать издалека, то родословная Черновых тянется из Подмосковья эпохи Петра I. Оттуда царь Пётр набирал лучших мастеровых людей для строительства кораблей на воронежских судоверфях. Так пращур наш дальний и оказался на Икорецкой верфи у Дона под будущими Лисками. Его мастеровитость и тяга к познанию передалась потом всем Черновым. И дядя, Иван Кузьмич, неспроста, видимо, стал одним из первых лискинских железнодорожников, получивших высшее образование… Когда верфь на Икорце перестала действовать, у подмосковных переселенцев возникли проблемы с оседлостью. Песчаные земли левобережья не располагали к занятию хлеборобством. А тут вскоре и строительство «железки» подоспело. Так московитяне снова прибились к государственному делу…
…В семье Козьмы Ефимовича – главного кондуктора пассажирского поезда Харьков – Балашов и его жены-домохозяйки Авдотьи Ивановны было четверо сыновей: Иван, Михаил, Николай и Василий. Все, кстати, тоже стали железнодорожниками. Жили в третьем переулке Ленина, через дом от родительского крова Александра Карповича Лысенко.  
Гражданская война сделала дядю Ивана командиром взвода красногвардейцев, выбивавшим со станции Лиски банды Шкуро. Довелось Ивану Кузьмичу командовать и продотрядом, добывая кулацкий хлеб в Бобровском уезде для голодающих рабочих Воронежа, Питера и Москвы. Потом он поступил, по словам отца, в Харьковский, а не в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. После его окончания вернулся в Лиски и непродолжительное время работал начальником охраны на станции, затем возглавлял саму станцию. Был активным общественником: в Лискинском народном театре, состоял в агитбригаде так называемых «синеблузников». Агитгруппа эта ездила по линейным станциям, околоткам, показывала отрывки из спектаклей, агитировала за активное участие в строительстве новой жизни. Потом Ивана Кузьмича перевели в Миллерово, а позже он возглавлял Лиховской отдел движения. С этой должности в октябре 37-го и назначили его начальником ЮВЖД. Женой его стала бойкая и очень образованная девушка из Колыбелки Матрёна Пышная – одна из первых лискинских комсомолок. В бытность дяди начальником дороги Матрёна Варфоломеевна работала инструктором политотдела по работе с молодёжью Управления ЮВЖД.
В марте 38-го Ивану Чернову предписали выехать в Москву, в НКПС, с отчётом. Оттуда он уже не вернулся. О его аресте жене сообщил через несколько дней «воронок», а вернее, люди, приехавшие на нём ночью. Они просто вышвырнули женщину с малыми двумя детьми в темень промозглой мартовской улицы, объявив Ивана Кузьмича «врагом народа». Тётя Мотя переправила детишек к бабушке Авдотье в Лиски, а сама, лишённая крова, вынуждена была некоторое время ночевать в станционных туалетах  – ведь все недавние «друзья» отвернулись от семьи «врага народа». Да что ж их судить теперь – время было такое. И лишь прокурор ЮВЖД Черкашин (жаль, имени его не знаю) не побоялся принять деятельное участие в судьбе Матрёны Варфоломеевны: устроил её санитаркой в дорожную больницу. Потом она и работала там врачом-рентгенологом…
 В какой «контрреволюционной  террористической деятельности» обвиняли Ивана Чернова? А вот в какой. В 30-е годы на станции Лиски во всех направлениях существовало лишь однопутное движение. Чтобы увеличивать объёмы перевозок, нужен был второй путь и Северный парк. Но рельеф местности с крутыми уклонами и подъёмами требовал строительства виадука, чтобы поезда могли спускаться на станцию с восточного направления, со стороны станции Придонская.  Этот виадук и стали делать по дипломному проекту, который  Иван Чернов успешно защитил в Харьковском институте. После завершения стройки (а она велась ударными темпами!) пропускная способность станции значительно возросла. Однако была одна «заковыка», требовавшая её преодоления временем. Довольно крутой спуск с востока  подразумевал у поездных бригад выработку определённых навыков торможения. На маломощных паровозах с их слабоватыми тормозами  у некоторых машинистов с недостаточной квалификацией и опытом преодоление спуска не всегда получалось гладко. Были случаи, когда отдельные машинисты, не справившись с тормозами, «пролетали» парк и останавливались лишь у моста через Дон. Вместо их обучения стали искать, как водится, «стрелочника». Им-то неизвестный «доброжелатель» и назвал в своём доносе в НКВД автора проекта Ивана Чернова.  А «террористический» проект дяди Вани выдержал, кстати, бомбовые удары фашистов во время войны, и лишь весною 2012 года его виадук на 666-м километре перед Лисками заменили металлическими мостами. Дорожная газета «Вперёд» в марте 2012 года об этом писала. Получается, около 80-ти  лет служил дороге виадук «контрреволюционера» Чернова! А тот злополучный спуск теперь без труда преодолевают и машинисты-первогодки… Меня учил этому наш легендарный паровозник Носков: показал сначала сам весь порядок торможения. А когда я при нём самостоятельно с первого раза спустился с востока в парк, радостно молвил мой мудрый  инструктор: «Вот теперь ты – настоящий машинист!»
Как сказалась необоснованная репрессия Ивана Чернова на его родных и близких?
– После его ареста, – рассказывает Юрий Николаевич со слов своего отца, – к нам домой, и почему-то всё время ночью, зачастил на «чёрном вороне» начальник местного НКВД Лешевский и, яростно стуча револьвером по столу, требовал от бати: «Признавайся, что твой брат Иван – «враг народа». В целом же, никого из трёх братьев дяди Ивана не тронули и не притесняли, в правах не ущемляли, публичного отказа от родства не требовали. Василий и Николай работали мастерами в ремонтных цехах  локомотивного депо Лиски. Михаил машинистом водил поезда, потом работал тоже на ответственном участке – дежурным по депо.  А вот сына Ивана Кузьмича Анатолия судьба репрессированного отца зацепила, когда его, машиниста паровоза, призвали в действующую Красную армию и направили в лётное училище. За несколько дней до выпуска несостоявшегося лётчика арестовывают и направляют в дисциплинарный батальон на каменоломни Красной Поляны, что за городом Сочи. Эмоциональный Анатолий впал в депрессию и помышлял, было, покончить с собой. Тогда товарищ по дисбату написал письмо его матери, рассказал о состоянии Анатолия. Матрёна Варфоломеевна, женщина грамотная, деятельная и решительная, пишет письмо члену политбюро ЦК ВКП (б) Жданову, аргументируя просьбу освободить сына словами Сталина о том, что «сын за отца не отвечает». Реакция на письмо женщины-матери последовала незамедлительно: через несколько дней Анатолия переводят в Астраханскую школу радистов-шифровальшиков, после которой он семь лет прослужил в Каспийской военной флотилии. Факт сам по себе, может, и не типичный, но примечательный, опровергающий утверждения «демократических» историков о тотальном преследовании советской властью родственников репрессированных.  
После посмертной реабилитации Ивана Чернова 1 сентября 1956 года его вдове Матрёне Варфоломеевне предоставили благоустроенную квартиру с газом в центре Воронежа, на улице Кирова, рядом с обкомом партии. Вернувшегося из армии сына Анатолия мать устроила санитаром в железнодорожную больницу и убедила окончить десять классов вечерней школы. После учёбы в мединституте он работал участковым врачом на станции Воронеж-2, заведовал дорожной поликлиникой, руководил станцией переливания крови…   Дочь Ивана Кузьмича Регина, окончив филфак ВГУ, вышла замуж за известного воронежского спортивного комментатора Владимира Затонского, вместе с ним работала в Казахстане. После развода 12 лет преподавала русский язык и литературу в Группе советских войск в Германии. Повторно вышла замуж за лётчика-истребителя Михаила Толкачёва, воевавшего в Египте, а потом командовавшего лётным училищем в Чернигове.
В «леоновский набор» Михаила отобрали кандидатом в группу подготовки космонавтов, но по каким-то, кажется, медицинским параметрам забраковали…  Они с Региной воспитали двух чудных дочерей – Лену и Маринку. У Анатолия трое ребят – Лена, Таня, Иван. Все получили высшее образование, живут и работают в Воронеже.           
 Такая вот небумажная судьба железнодорожного руководителя Ивана Чернова. Потомок мастеровых-корабелов, наследник их русской славы, железнодорожник-патриот Иван Кузьмич Чернов мог бы гордиться и делом, служение которому он выбрал, но недослужил, и недолюбленной семьёй, детьми и внуками своими, так и не увиденными им. Но – Историю не перепишешь. Уроки бы из неё правильные извлечь…

https://www.gudok.ru/zdr/167/?ID=588834&archive=23699

chernov

Купить СНПЧ
Joomla

limontour.com Turne Tranzito.com