Уже сломано не мало копий, в процессе спора о том, какой смысл и посыл несет в себе надгробье в форме ствола дерева с обрубленными ветвями и усеченной кроной. Попробуем рассмотреть, самые распространенные версии.
Версия первая- Масонская:
Согласно системе ценностей масонского течения, само масонство было подобно райскому древу познания. Если человека настигала смерть, она обрывала путь к познанию. Отсюда дерево с обрубленными ветвями. Возможно, отчасти, данное предположение имеет под собой, реальное подтверждение, но в подавляющем большинстве, люди захороненные под такими памятниками, к масонству вообще не имеют отношения.
Версия вторая - Бездетная:
Очень часто, смысл надгробья в форме обрубленного дерева, относят к лицам мужского пола, которые были последними представителями своего рода (древа) и не дели дальнейшего потомства. В принципе, вполне здравое обоснование, все логично, древо без кроны и сучьев- мертвое дерево, та же аналогия и с "родовым древом". Только есть одно НО, не редкость, рядом с таким памятником встречаются захоронения потомков, которые продолжили дальнейший род.
Версия третья - Философская:
Лично я придерживаюсь этой версии, хотя совершенно не исключаю версию - бездетных масонов. Дерево, для многих народов и религий мира, универсальный символ, Мировое Древо мифов разных народов, Древо Сфирот иудейской Каббалы, Древо-Крест христианской мистики и т.д. Дерево, как и человек рождаясь из семени,растет, впитывает в себя соки земли (знания, кислород,солнечный свет, вода и т.д.) так же, дает семя,побеги (потомство) и со временем уходит опять в землю, превращаясь, пардон,в удобрение, освобождая место для дальнейших поколений. Ведь если взять,как пример дерево с обрубленными ветвями и кроной, то будет сложно придумать более подходящий образ,для визуализации прекращения жизни- смерти. Так что, если не брать отдельные, частные случаи, данные надгробья, как не что иное, подходят для создания образа прекращения земного существования.
А теперь, фото воронежских надгробий, одно из них выделяется, оно относится к советскому периоду, середине 50-х годов, 20 в. и как раз, точно подходит к версии №2, надгробье мальчика лет десяти.